ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ
кафедра философии и политологии (главный корпус; 2-й этаж; телефон 8(0212) 51-73-70.
Электронный адрес кафедры: filosof@vsavm.by
1 фвм/2 фвм ССПВО
Темы и вопросы для индивидуального обучения:
Тема 4. Теория морали
1.Мораль как предмет этического знания.
2. Функции морали.
3. Структура морального сознания.
Тема 5. Высшие моральные ценности и добродетели
1.Природа моральных ценностей.
2.Классификация ценностей.
3.Ситуация нравственного выбора
Тема 6. Проблемы прикладной этики
1.Специфика и значение прикладной этики.
2.Открытые проблемы прикладной этики.
3.Свобода исследований и социальная ответственность.
4.Проблема этики государственного управления.
Тема 7. Историческая динамика эстетических знаний
1.Эстетика мифологии и религии.
2.Взаимосвязь красоты и блага в античной философии
3.Принципы средневековой эстетики.
4.Эстетика эпохи Возрождения и Нового времени.
5.Концепции неклассической эстетики.
Тема 8. Эстетическое отношение к действительности и белорусская эстетическая мысль
1.Эстетическое сознание и его структура
2. Эстетические категории.
3. Этапы развития эстетической мысли Беларуси.
4.Эстетические основы идеологии современного белорусского государства.
Тема 9. Художественные направления в современной культуре
1.Эстетическая природа и специфика современного искусства.
2.Романтизм. Натурализм. Модернизм.
3.Отношение зрителя и произведения.
4.Идеологические аспекты художественного процесса.
Тема 10. Этикет как синтез этики и эстетики
1. Общественные этические нормы вежливости
2. Манеры поведения в соответствии с традициями народа, образцами культуры.
3. Этика и эстетика государственной службы.
Рекомендации по темам, списки литературы, контрольные вопросы и тесты можно найти на сайте библиотеки УО ВГАВМ в учебно-методическом пособии Лукина Л.В., Лисов А.Г. «Этика и эстетика»: http://repo.vsavm.by/handle/123456789/5175
Вопросы к дифференцированному зачету по предмету «этика и эстетика» на сайте кафедры.
2 фвм/2 фвм ССПВО
Темы и вопросы для индивидуального обучения:
Инструментальные технологии анализа процесса принятия политических решений.
1.Определение сущности общественной политики.
2. Функции управления и их классификация.
3.Блоки функций инструментального анализа.
Формирование, подготовка и принятие политических решений
1.Понятие внешней среды (окружения) политической системы.
2.Уровни политики.
3.Авансцена (повестка дня) политического процесса.
4. Стили принятия политических решений.
Реализация, контроль и оценка политических решений.
1.Административный процесс и его субъекты.
2.Клиентелы агентств.
3.Административное нормотворчество.
4. Техники контроля за исполнением принимаемых решений.
5.Типы политических оценок.
6.Критерии оценки политических решений.
Рекомендации по темам, списки литературы, контрольные вопросы и тесты можно найти на сайте библиотеки УО ВГАВМ в учебно-методическом пособии Лукина Л.В., Чикиндин М.А. «Теория принятия политических решений»: http://repo.vsavm.by/handle/123456789/6196.
Вопросы к дифференцированному зачету по дисциплине «Теория принятия политических решений» на сайте кафедры.
2 «Зоотехния»/2 Ветеринарная фармация
Темы и вопросы для индивидуального обучения:
Теория политики, история и методология политической науки
1. Политика как сфера общественного и государственного управления.
2. Политическая власть: понятие, структура, функции.
3. Политическая система и политический режим.
Политические институты в Республике Беларусь и современном мире
1. Государство как основной институт политической системы общества.
2. Законодательная и исполнительная власть и их взаимосвязь.
Политические процессы в Республике Беларусь
1. Политический процесс: сущность, структура, виды.
2. Партии и партийные системы.
3. Избирательная система Республики Беларусь. Референдум.
Международные политические отношения и внешняя политика государства
1. Международные политические отношения как специфическая форма общественных отношений.
2. Внешнеполитический курс государства: сущность, понятие, критерии.
3. Место Республики Беларусь в системе международных политических отношений.
4. Приоритеты, цели и задачи внешней политики Республики Беларусь.
Рекомендации по темам, списки литературы, контрольные вопросы и тесты можно найти на сайте библиотеки УО ВГАВМ в учебно-методическом пособии Лукина Л.В., Воронова Т.В., Козлов А.В. «Политология»: http://repo.vsavm.by/handle/123456789/6197 (модуль «Политология»).
Вопросы к дифференцированному зачету по модулю «Политология» на сайте кафедры.
(!) Обязательным является выполнение УСР (управляемая самостоятельная работа) по дисциплине модуль «Политология» внутренний сайт УО ВГАВМ (библиотека академии 2-й этаж, каб.21 компьютерный класс)
1 «Зоотехния»/1 ВСиЭ
Темы и вопросы для индивидуального обучения:
Основные этапы развития философской мысли
1. Предпосылки возникновения философии.
2. Философия Древнего Востока. Античная философия.
3. Философия эпохи Средневековья. Философии эпохи Возрождения.
4. Философия Нового времени. Немецкая классическая философия. Философия марксизма.
5. Важнейшие направления неклассической философии. Современная западная философия.
6. Русская философия XIX – XX вв. Философская мысль Беларуси.
Основные проблемы современной философии
Философия бытия.
1. Категория бытия и его интерпретации в истории философии.
2. Понятие материи в философии и науке.
3. Пространственно-временная организация бытия.
4. Диалектика как философская теория развития.
5. Понятие природы. Естественная и искусственная природа. Идея коэволюции общества и природы.
6. Синергетика как новое видение природы.
Философская антропология.
1. Основные концепции и направления исследования человека в философии.
2. Концепции антропосоциогенеза
3. Деятельность как сущностная характеристика природы человека.
4. Проблема сознания и основные стратегии его исследования. Многомерность сознания и его структура, свойства, признаки.
5. Сознание и психика человека, сознание и бессознательное.
Теория познания и философия науки.
1.Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания.
2. Многообразие типов познавательной деятельности.
3. Основные формы чувственного и рационального познания.
4. Познание как постижение истины. Основные концепции истины.
5. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний.
6. Методы научного исследования.
7. Формы научного знания.
Социальная философия.
1. Понятие общества. Стратегии исследования общества в современной философии.
2. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
3. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
4. Философия культуры.
5. Философия техники и техническая реальность.
6. Мораль как форма нормативной регуляции поведения человека.
7. Религия как форма духовного освоения реальности.
8. Глобализация как предмет социально-философского осмысления.
Рекомендации по темам, списки литературы, контрольные вопросы и тесты можно найти на сайте библиотеки УО ВГАВМ в учебно-методическом пособии «Философия»: http://repo.vsavm.by/handle/123456789/4553.
ЭУМК (электронный учебно-методический комплекс): sdo.vsavm.by/moodle/. Логин: student. Пароль: VSAVM_st19.
Вопросы на сайте кафедры к экзамену (дифференцированному зачету для «Зоотехнии»).
(!) Обязательным является выполнение УСР (управляемая самостоятельная работа) по дисциплине модуль «Философия» внутренний сайт УО ВГАВМ (библиотека академии 2-й этаж, каб.21 компьютерный класс)
2 «Зоотехния»
Вопросы и задания:
Задания к теме № 5 «Алгоритм и модели социального управления»
1. Чем различаются понятия мотивации и стимуляции?
2. Что такое манипулирование?
3. Перечислить и охарактеризовать основные средства манипулирования
4. Дать характеристику разновидностей манипулятивного поведения с примерами.
5. Описать основные приемы манипуляции в схеме «начальник-подчиненный» и «подчиненный-начальник».
6. Охарактеризуйте основные этапы алгоритма социального управления.
7. Соотнесите понятия «субординация», «координация», «реординация».
Задания к теме № 6 «Властные отношения в социуме. Социальный контроль»
1. Дайте определение понятия «социальный контроль».
2. Перечислите санкции социального контроля (согласно Р. Лапье).
3. Какие формы контроля выделяет Р. Парк?
4. Перечислите методы социального контроля, выделенные
Т. Парсонсом.
5. Что такое «социальное управление»?
6. Кто из социологов разрабатывал теорию социального управ-
ления?
7. Назовите основные принципы социального управления.
8. Каковы цели социального управления?
9. Назовите объект и субъект социального управления.
10. Какие задачи ставит субъект управления в процессе осущест-
вления управленческой деятельности?
11. Назовите уровни управления (по Т. Парсонсу).
12. Перечислите и разъясните функции управления.
13. Зачем нужна управленческая деятельность?
14.Охарактеризуйте основные черты теории личностных стилей управления.
15. Опишите основные характеристики бихевиористской теории
стилей управления.
16. Какие концепции ситуативной модели стилей управления Вы
знаете?
Задания к теме № 7 «Командообразование и организационная культура»
1. Сущность понятия «команда» и ее признаки
2. Перечислить основные принципы формирования команды.
3. Охарактеризовать этапы жизненного цикла команды.
4. Назвать основные признаки и разновидности культуры.
5. Перечислить элементы организационной культуры.
6. По каким характеристикам оценивается организационная культура?
7. Типология организационной культуры.
Задания для темы № 8 «Организационные конфликты и методы их разрешения»
1. Что является базисным компонентом в управлении конфликтами?
2.Чем состоит значение анализа причин конфликта для управленческого воздействия на него?
3. Каковы принципы управления межличностными конфликтами?
4. Какую роль в управлении конфликтными взаимодействиями
играет учет психотипологических особенностей личности?
5. Каковы основные особенности управленческой решетки?
6. Каковы способы предотвращения конфликтов в группе?
7.Чем состоят структурные методы разрешения внутригрупповых конфликтов?
8. Какова роль культуры спора в управлении внутригрупповыми конфликтами?
9.Чем характеризуется оптимальная стратегия воздействия руководителя – лидера группы (организации) на конфликтную ситуацию?
10. Основные подходы к определению конфликта.
11. Типы социальных конфликтов.
12. Этапы (шаги) в стратегии преодоления конфликта.
13. Основные стратегии преодоления конфликтов.
14. Модели выхода из конфликтного состояния.
Проблемные задания по дисциплине «Социология управления»
1. Предположим, нас интересует, усиливают ли сообщения об авиационных ка-тастрофах страх людей перед данным видом транспорта. Один способ найти ответ – воспользоваться простым опросом: выбрав наугад одну группу пассажиров в аэро-порту после извести о воздушной катастрофе и другую группу в период, когда не происходило никаких катастроф. Затем можно сравнить уровни беспокойства опро-шенных каждой группы на основе их собственных слов. Однако обращение к пасса-жирам с прямыми вопросами относительно испытываемого ими страха не даст на-дежного результата. Люди, как правило, не желают рассказывать о своих чувствах, потому что … (ответьте почему?). В связи с этим социологи разработали ряд методов оценки опасений людей, вызванных сообщениями о катастрофах. Какие это методы?
2. Французская революция 1789 –1794 гг. оказала гипнотическое воздействие на историков и вызвала взволнованные споры, продолжающиеся уже 200 лет. Отчасти эти дебаты затрагивали проблемы движущих сил революции. Кем были эти люди, которые собрались для захвата Бастилии, огромными разъяренными толпами двигались к королевскому дворцу в Версале и восторженно приветствовали казнь Людовика ХVI и юной королевы? Некоторые историки видят в этих людях героев-простолюдинов, которые помогли возвестить эру новой демократии. Другие считают, что в эти толпы входили отбросы французского общества: бродяги, преступники, безработные. В конце 50-х годов историк Джордж Руде попытался пролить свет на эту проблему, учитывая точку зрения Г.Лебона о “подонках”. Но Руде стремился к поиску новых, более надежных источников информации. Он обнаружил их в архивах полиции, сохранившихся со времен французской революции. Эти архивы содержали данные о людях, которые были убиты, ранены, арестованы или просто допрошены. Французская полиция славится своим вниманием к подробностям, и в период рево-люции были собраны весьма многосторонние данные. Проводились длительные до-просы людей, вызванных в полицию, и в протоколах зарегистрированы род занятий, адрес, место рождения, возраст, степень грамотности, сведения о преступлениях, ес-ли они имели место. Как в социологии называется этот метод? Какие слои или классы, по вашему мнению, наиболее активно участвовали в революции, и каким был социальный состав революционных толп, громивших Бастилию и Версаль?
3. В 1934 году американский исследователь Лапьер провел исследование, ре-зультаты которого в последствии стали известны под названием “Парадокс Лапье-ра”. Лапьер путешествовал по США с двумя студентами-китайцами. Они посетили 252 отеля и во всех случаях (за исключением одного) встретили радушный прием. После завершения путешествия Лапьер обратился в 251 отель с письмами, в которых сообщал, что снова намерен посетить эти места, и просил ответить, может ли он надеяться на гостеприимство. Ответы были получены из 128 отелей, причем только в одном случае было согласие, а в других письмах – отказы или уклончивые формулировки. Таким образом, Лапьер установил, что между реальным поведением хозяев отелей и их отношением к китайцам существует расхождение.
В чем причина “парадоксального” поведения хозяев отелей?
4. Сопоставьте следующие суждения о государстве и назовите то из них, которое в наибольшей степени соответствует социологическому пониманию этой категории.
1) “Государство – единственное средство избежать войны всех против всех”. (Т. Гоббс)
2) “Государство есть машина для угнетения одного класса другим, чтобы дер-жать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы” (В.И. Ленин)
3)”Самое вопиющие, самое циничное, самое полное отрицание человечества, губитель индивидуальной свободы” (А.М.Бакунин)
5. В медицине известен эффект “плацебо”. Его суть состоит в том, что контроль-ной группе испытуемых вместо лекарства предлагают нечто, имитирующее его (например, обычные витамины). Пациенты чувствовали облегчение после приема витамина С, на этикетке которого была наклейка сильного обезболивающего. Этот эффект был отмечен и в социологии управления.
Где впервые был зафиксирован эффект “плацебо” в социологии, и как его объясняют социологи?
6. В ноябре 1997 года два ведущих российских центра изучения общественного мнения представили данные общероссийских опросов: Рейтинги Президента, Председателя Правительства и некоторых других ключевых фигур в правительстве по опросам центра “А” на 10 – 12% отличались от рейтингов опроса службы “Б”. Это вызвало публичный скандал: одна служба подыгрывает правительству, а другая – оппозиции. Что же в действительности случилось? Служба “А” задавала вопрос “ОДОБРЯЕТЕ ЛИ ВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ…?”, а служба “Б” предлагала формулировку “ ДОВЕРЯЕТЕ ЛИ ВЫ…?”
Как нужно было сформулировать вопросы, чтобы не было расхождений? Укажите возможные причины различных ответов граждан на эти вопросы.
7. Петербургский социолог А.Н. Алексеев (в то время ленинградец) предпринял провоцирующий эксперимент на заводе Полиграфмаш. Будучи научным сотрудником, он поступил на завод слесарем-расточником. Исследователь хотел изучить реальные нормы, регулирующие производственные отношения в рабочем коллективе. Будучи рядовым рабочим, активно общаясь в этой среде, он столкнулся с непонятным фактом. Все нарушают хорошо известные инструкции: и рабочие, и мастера, и инженеры, и администраторы. Но мастер “накапливает” материал на рабочих и предъявляет его только тогда, когда хочет освободиться от нарушителя. Высказанные в официальной обстановке, эти аргументы не вызывают возражений.
В чем причина этого феномена? Какие установки и ценности преобладают в трудовом коллективе?
8. В 1915 вспыхнула крупная забастовка на шахтах в Колорадо, временами переходившая в настоящую войну шахтеров с властями. В течение двух ужасных лет весь штат эта самая кровопролитная забастовка в истории США. Воинственно настроенные, разгневанные шахтеры требовали от угольной компании, которую контролировал Джон Рокфеллер младший, повышения заработной платы. Уничтожалось имущество компании. Были вызваны войска. Пролилась кровь. По бастующим открыли огонь, их тела были изрешечены пулями. Кругом царила атмосфера ненависти. Рокфеллер был самым презираемым человеком в Колорадо.
Однако Рокфеллер сумел склонить бастующих на свою сторону. Они вернулись на работу, не сказав ни слова о повышении заработной платы, за которое так яростно боролись. Вот что произошло. Рокфеллер, которого бастовавшие шахтеры обещали повесить на дикой яблони, обратился к ним с речью. Он говорил очень любезно и дружелюбно. Его речь изобиловала такими фразами, как “я горжусь тем, что нахожусь здесь”; “я побывал в ваших домах и познакомился с женами и детьми многих из вас”, “мы встречаемся здесь не как чужие, а как друзья”. Он упомянул о “духе взаимной дружбы”, о “наших общих интересах”, о том, что находится здесь только благодаря их любезности.
Свою речь Рокфеллер начал так: “Сегодня знаменательный день в моей жизни. Мне впервые представился счастливый случай встретиться с представителями рабочих и служащих этой великой компании, и я могу заверить вас, что горжусь тем, что я здесь, и буду помнить это собрание всю мою жизнь. Если бы наша встреча состоялась две недели назад, я стоял бы здесь как чужой для большинства из вас, узнавая лишь отдельные лица. Но, поскольку мне на прошлой неделе, удалось посетить все лагеря в южных угольных бассейнах и отдельно поговорить практически с каждым из ваших представителей, поскольку я побывал в ваших домах и познакомился с женами и детьми многих из вас, мы встречаемся здесь не как чужие, а как друзья, и, исходя из этого чувства взаимной дружбы, я рад возможности обсудить с вами наши общие интересы”.
Назовите методы воздействия, которые применял Рокфеллер для того, чтобы прекратить забастовку.
9. На одном из заводов рабочие не выполняли сменного задания. Хозяин завода обратился к инженеру с вопросом: ”Как это может быть, что такой дельный человек, как вы, не в состоянии добиться выполнения задания?”. Инженер ответил: ”Не знаю. Я уговаривал рабочих, я их подгонял, я ругался, рвал и метал, я грозил им увольнением. Но все безрезультатно. Они просто не хотят как следует работать”.
Разговор происходил в конце дня, перед концом рабочей смены. “Дайте мне кусок мела”, – сказал хозяин. И обернувшись к ближайшему рабочему, спросил: ”Сколько плавок дала сегодня ваша смена?”. “Шесть”, – ответил тот.
Не говоря больше ни слова, хозяин нарисовал на полу большую шестерку и ушел. Когда пришли рабочие ночной смены, они увидели цифру “6” и спросили, что она означает. “Сегодня приходил сам хозяин, – ответили рабочие дневной смены, – спросил, сколько мы дали плавок, мы сказа ли – шесть. Он записал это мелом на полу.
На следующее утро хозяин снова пришел в цех. Ночная смена стерла цифру “6” и заменила ее цифрой “7”. Рабочие дневной смены увидели нарисованную на полу семерку. Ах, так, значит, ночная смена считает себя лучше дневной? Ну, хорошо, они покажут ночной смене…
Какой метод воздействия применил хозяин?
Лукина, Чикиндин ТППР Учебно-методическое пособие Скачать файл.
Методическое пособие по ТППР Могилев 2017 Скачать файл.
Слайд -лекция Инструментальные технологии анализа процесса принятия политических решений Скачать файл.
Слайд -лекция ТППР Формирование подготовка и принятие политических решений Скачать файл.
Тест модуль 3 и 2 Скачать файл.
ТППР лекция Авансцена. Стили принятия политических решений Скачать файл.
Вопросы по ТППР Скачать файл.
лекция модуль 3. Инструментальные технологии анализа процесса принятия политических решений. Скачать файл.
Тест модуль 4 Скачать файл.
ТППР лекция модуль 4 Формирование, подготовка и принятие политических решений Скачать файл.