Сучков А.К., заведующий кафедрой физического воспитания и спорта (Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины)
Повышение уровня физической подготовленности студентов различных специальностей на основе формирования личностно ориентированного и профессионально направленного вариативного компонента учебной дисциплины «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА». Часть 3
В статье (состоит из 3-х отдельных частей) предложено одно из возможных решений значимой проблемы современного образовательного процесса по физической культуре в учреждениях высшего образования – снижения (по сравнению с показателями прошлых десятилетий) уровня физической подготовленности студентов. Авторская разработка актуальна для физической подготовки студентов, будущая производственная деятельность которых зачастую связана с неблагоприятным влиянием внешних и внутренних факторов. Для выпускников, на профессиональную деятельность которых негативные факторы не оказывают столь существенного влияния, повышение уровня физической подготовленности является залогом их работоспособности, укрепления здоровья и творческого долголетия.
The article offered one possible solution to a significant problem of the modern educational process on physical culture in institutions of higher education – reduction (compared to previous decades), level of physical readiness of students. Authorial project is relevant for physical training of students, future professional activities which are often associated with adverse effects of external and internal factors. For graduates, the professional activities of the negative factors do not have such a significant effect, increasing the level of physical readiness is the key to their operability, promoting health and creative longevity.
(Часть 3 является продолжением статьи, представленной в части 2 и части 1)
Для определения эффективности и востребованности у студентов различных специальностей нашей разработки – методики повышения уровня физической подготовленности студентов на основе приоритетного развития выносливости и силы на учебных занятиях по «Физической культуре» в группах спортивной борьбы, мы в 2012-2013 (1-й курс) и в 2013-2014 (2-й курс) учебном году провели исследования, используя следующие методы – опрос, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование.
Для проведения исследований были сформированы две экспериментальные (ЭГ1, ЭГ2) и две контрольные (КГ1, КГ2) группы студентов учреждения высшего образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». При комплектовании групп были выбраны студенты специальностей с различной спецификой будущей производственной деятельности.
-
ЭГ1, n = 21, студенты специальности агрономия;
ЭГ2, n = 19, студенты специальности бухгалтерский учет;
КГ1, n = 22, студенты специальности агрономия;
КГ2, n = 21, студенты специальности бухгалтерский учет.
Студенты экспериментальных и контрольных групп (основное учебное отделение) в 2012-2013 учебном году изучали дисциплину «Физическая культура» по базовой программе, утвержденной учебно-методическими советами соответствующих факультетов. В 2013-2014 учебном году студенты контрольных групп продолжали обучение по вышеуказанной программе, а студенты экспериментальных групп, изъявив желание изучать на учебных занятиях спортивную борьбу, занимались по разработанной на основе типовой, программе с вариативным компонентом – спортивная борьба. Отличительной особенностью учебных занятий в экспериментальных группах являлось использование авторской практикоориентированной методики повышения уровня физической под-готовленности студентов на основе приоритетного развития выносливости и силы в группах спортивной борьбы.
Организованные и проведенные таким образом исследования позволили сопоставить показатели, определяющие, на наш взгляд, степень этапной готовности студентов к предстоящей профессиональной деятельности. В экспериментальных и соответствующих им контрольных группах мы сравнивали уровень физической подготовленности, посещаемость занятий по «Физической культуре» и средний балл успеваемости студентов на учебных практиках в конце 2012-2013 учебного года (1-й курс, исходный срез) и в конце 2013-2014 учебного года (2-й курс, итоговый срез). Кроме этого, на кафедре физического воспитания и спорта проводился опрос студентов вышеуказанных специальностей (n = 426 человек) для выявления мнений студентов о влиянии учебных занятий по «Физической культуре» на последующее овладение практическими умениями и навыками предстоящей профессиональной деятельности.
Уровень физической подготовленности студентов является количественным показателем компетенций, связанных с готовностью к сохранению физического здоровья, совершенствованию психических и физических качеств личности, выполнению профессиональных функций в конкретных условиях производственной деятельности. Оценка уровня физической подготовленности студентов производилась согласно нормативам, утвержденным учебно-методическими советами соответствующих факультетов на основании типовой программы «Физическая культура». Тестирование проводилось в установленные согласно графику образовательного процесса сроки, в составе курса, что ставило студентов экспериментальных и контрольных групп в равные условия.
Посещаемость учебных занятий по «Физической культуре» свидетельствует о мотивации студентов к достижению профессиональной физической пригодности.
Опрос студентов после прохождения ими учебных практик (специальность агрономия – учебная практика по ботанике и учебная практика по механизации технологических процессов в земледелии, специальность бухгалтерский учет – ознакомительная учетно-технологическая практика и учетно-аналитическая практика) и анализ среднего балла успеваемости на указанных практиках показывают, насколько авторская методика способствует овладению студентами профессиональными практическими умениями и навыками.
Результаты исследований представлены в таблицах 3 – 5.
Таблица 3. – Оценки уровня физической подготовленности студентов по 5-и балльной шкале
Статистические |
ЭГ1 |
КГ1 |
p |
ЭГ2 |
КГ2 |
p |
Исходный срез |
3,31±0,24 |
3,25±0,21 |
0,8172 |
3,14±0,25 |
3,21±0,24 |
0,8282 |
Итоговый срез |
4,00±0,16 |
3,44±0,13 |
0,0145 |
4,07±0,16 |
3,57±0,14 |
0,0032 |
>Статистический вывод. В исходном срезе выборки (ЭГ и КГ) различимы недостоверно (р> 0,05 ). В итоговом срезе между выборками достоверные различия (p< 0,05).
Педагогический вывод. Поскольку по завершении эксперимента оценки уровня физической подготовленности студентов в экспериментальных группах достоверно выше соответствующих оценок в контрольных группах, экспериментальную методику следует считать эффективной.
Таблица 4. – Посещаемость занятий по «Физической культуре» в %
Статистические |
ЭГ1 |
КГ1 |
p |
ЭГ2 |
КГ2 |
p |
Исходный срез |
71,75±1,83 |
72,06±1,70 |
0,9132 |
71,93±2,36 |
72,14±1,89 |
0,9237 |
Итоговый срез |
83,31±1,93 |
72,50±1,81 |
0,0003 |
84,07±1,61 |
72,93±2,03 |
0,0012 |
Статистический вывод. В исходном срезе выборки (ЭГ и КГ) различимы недостоверно (р> 0,05 ). В итоговом срезе между выборками достоверные различия (p< 0,05).
Педагогический вывод. Поскольку по завершении эксперимента посе-щаемость в экспериментальных группах достоверно выше посещаемости в контрольных группах, предоставление учащимся право выбора вида спорта для физического совершенствования (вариативный компонент учебной дисциплины «Физическая культура») мотивирует студентов к учебным занятиям, повышая тем самым качество образовательного процесса.
Опрос студентов позволил определить, насколько, по их мнению, учебные занятия по «Физической культуре» способствуют овладению практическими умениями и навыками предстоящей профессиональной деятельности. Так, 78% опрошенных студентов специальности агрономия и 59% специальности бухгалтерский учет считают, что успешное овладение курсом «Физическая культура» является значимой составляющей прохождения учебных практик с высокой успеваемостью. 9% студентов специальности агрономия и 23% специальности бухгалтерский учет отрицают такую взаимосвязь, а 13% студентов специальности агрономия и 18% специальности бухгалтерский учет затрудняются ответить. Опираясь на данные опроса можно сделать вывод, что большинство студентов рассматривают учебные занятия по «Физической культуре как средство достижения профессиональной физической пригодности.
Таблица 5. – Оценки успеваемости студентов на учебных практиках по 10-и балльной шкале
Статистические |
ЭГ1 |
КГ1 |
p |
ЭГ2 |
КГ2 |
p |
Исходный срез |
7,13±0,29 |
7,19±0,32 |
0,8845 |
7,14±0,31 |
7,07±0,30 |
0,7202 |
Итоговый срез |
8,06±0,17 |
7,31±0,25 |
0,0228 |
8,07±0,22 |
7,14±0,23 |
0,0261 |
Статистический вывод. В исходном срезе выборки (ЭГ и КГ) различимы недостоверно (р> 0,05 ). В итоговом срезе между выборками достоверные различия (p< 0,05).
Педагогический вывод. Поскольку по завершении эксперимента оценки успеваемости студентов на учебных практиках в экспериментальных группах достоверно выше соответствующих оценок в контрольных группах, вариативный компонент учебной дисциплины «Физическая культура» является эффективным средством этапной подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности.
Заключение
Обобщение приведенных выше выводов является достаточным основанием для апробации эффективности использования личностно ориентированного и профессионально направленного вариативного компонента в учебной дисциплине «Физическая культура», а также методики повышения уровня физической подготовленности студентов. Таким образом, содержание вариативного компонента отвечает потребностям студентов в самосовершенствовании и соответствует возможностям их обучения спортивной борьбе, а структура вариативного компонента подчинена решению частной задачи физического воспитания – повышению уровня физической подготовленности студентов на основе приоритетного совершенствования профессионально значимых фи-зических качеств, обеспечивающих физическую готовность выпускников к выполнению профессиональных функций. Результаты исследований, проведенных со студентами специальностей с различной спецификой будущей производственной деятельности указывают на необходимость и возможность эффективного построения личностно ориентированного и практикоориентированного образовательного процесса по «Физической культуре» в учреждениях высшего образования различного профиля.
ЛИТЕРАТУРА
-
1. Изаак, С. И. Физическое развитие и физическая подготовленность в системе мониторинга состояния физического здоровья населения (возрастно-половые особенности студентов) / С. И. Изаак, Т. В. Панасюк // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 11. – С. 51–52.
2. Информационно-аналитический бюллетень / Белорус. гос. сельхоз. акад. – Горки, 2004. – № 6. – 28с.
3. Информационно-аналитический бюллетень / Белорус. гос. сельхоз. акад. – Горки, 2008. – № 3. – 31с.
4. Кряж, В. Н. Опыт мониторинга физической подготовленности нации в Республике Беларусь / В. Н. Кряж, З. С. Кряж // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму : материалы ХII Междунар. науч. сессии по итогам НИР за 2010 год в 2 ч., Минск, 12–20 апр. 2011 г. / редкол.: М. Е. Кобринский (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БГУФК, 2011. – Ч. 2. – С. 47–49.
5. Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учеб. пособие / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. – М. : КНОРУС, 2012. – 240 с.
6. Краснов, В. П. Физическое воспитание трудящихся агропрома / В. П. Краснов. – Киев : Здоровья, 1990. – 118 с.
7. Круглик, И. П. Организация физкультурного образования на факультетах повышения квалификации в сельскохозяйственных институтах : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / И. П. Круглик ; Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – Л., 1990. – 24 с.
8. Рудницкий, В.И. Инновационная учебная программа «Физическая культура» с использованием вариативного компонента для аграрного вуза / В.И. Рудницкий, А.К. Сучков, Л.А. Либерман // Мир спорта. – 2012. – № 3. – С. 45–50.
9. Котло, Е.Н. Вариативная форма организации занятий физическими упражнениями в вузе / Е.Н. Котло, С.С. Колесникова, С.А. Котло // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 6. – С. 57–59.
10. Шапошникова, М.В. Оздоровительный потенциал двигательной активности студентов нефизкультурных вузов/ М.В.Шапошникова//Теория и практика физической культуры. – 2008. – №4. – С.61–63.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Сучков Андрей Константинович, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта УО «Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины».