- Законодательство Республики Беларусь
- Конституция РБ
- Закон о ветеринарной деятельности
- Международное законодательство
- Ответственность за нарушение законодательста
Законодательство в области ветеринарной деятельности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности», актов Президента Республики Беларусь, иных актов законодательства в области ветеринарной деятельности, в том числе международных договоров Республики Беларусь.
Ветеринарное законодательство издаётся в виде сборников (томов) представляющих собой свод нормативно-правовых документов включающий Закон РБ «О ветеринарной деятельности», Указы Президента РБ, Постановления Совета Министров РБ и другие правительственные акты (в том числе и Ветеринарный Устав РБ), а также документы, утверждённые органами управления ветеринарной службой. К 2011 году издано 3 тома и готовится к выходу в свет очередных том ветеринарного законодательства Республики Беларусь.
Главным юридическим актом, регламентирующим ветеринарную деятельность, является Закон Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности».
Документы, утверждаемые руководящими органами ветеринарной службы в зависимости от цели и назначения издаются в форме инструкций, наставлений, указаний, правил, положений и других нормативных актов и рекомендаций по общим и специальным вопросам ветеринарии и утверждаются органами управления ветеринарной службой.
Инструкции – документы, устанавливающие обязательные мероприятия.
Например, при борьбе с заразными болезнями (Инструкция по борьбе и профилактике лептоспироза животных).
Наставления (методические указания) – указания определяющие технику или обязательную методику, какой либо ветеринарной работы.
Например, Наставление по применению «Набора для ускоренного выявления микобактерий туберкулеза (Kit for rapid isolation of mycobacteria tuberculosis)», методические указания о порядке проведения инспекции молокоперерабатывающих предприятий на соответствие единым ветеринарно-санитарным требованиям Российской Федерации и Республики Беларусь».
Указания – распоряжения руководящих ветеринарных органов о проведении разовых или периодических мероприятий в стране или отдельном регионе, например указание «О проверке ветеринарно-санитарного состояния мясокомбинатов Республики Беларусь».
Ветеринарно-санитарные правила – технические нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные для соблюдения требования к проведению ветеринарных мероприятий, условиям выращивания, заготовки, транспортировки, реализации и убоя животных, утилизации, захоронения и уничтожения трупов животных, производства, заготовки, хранения, переработки, транспортировки и реализации продуктов животного происхождения, производства, хранения, транспортировки, реализации и применения ветеринарных средств, заготовки, закупки, переработки, хранения, транспортировки и реализации продукции пользования объектами животного мира, ветеринарно-санитарному качеству кормов и кормовых добавок, ввозу в Республику Беларусь, вывозу из Республики Беларусь и транзиту по ее территории животных, продуктов животного происхождения, кормов и кормовых добавок, ветеринарных средств.
Например, «Ветеринарно-санитарные правила для молочно-товарных ферм организаций, осуществляющих деятельность по производству молока», «Ветеринарно-санитарные правила по профилактике сапа», «Ветеринарно-санитарные правила осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясопродуктов» и др.
Нормы – документы, устанавливающие нормативы безопасности, несоблюдение которых создает угрозу возникновения болезней и пищевых отравлений. Нормы могут регламентировать размер трудового, материального обеспечения ветеринарной службы («Нормы времени на выполнения ветеринарных работ, нормы оснащения ветеринарным имуществом учреждений и организаций государственной ветеринарной сети», «Республиканские нормы технологического проектирования животноводческих объектов» и др.).
Положения – документы, устанавливающие обязанности, права и юридический статус ветеринарных учреждений, организаций и должностных лиц ветеринарной службы (Примерное положение об областной ветеринарной лаборатории).
Рекомендации – документы, рекомендующие проведение мероприятий, установленных разработчиком, до утверждения соответствующей инструкции. Например, «Рекомендации по применению МДС «Витмол» для санитарной обработки доильного оборудования».
Международные договора – соглашения, меморандумы и другие межправительственные документы, регламентирующие международную деятельность в области ветеринарии. Например, «Соглашение о сотрудничестве в области ветеринарии между Правительствами государств – участников СНГ от 12 марта 1993года».
Кроме того, в своей работе ветеринарные специалисты должны руководствоваться и требованиями нормативных документов касающихся ветеринарной деятельности Министерства здравоохранения и других ведомств. Например, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, утверждённых Министерством здравоохранения Республики Беларусь (СанПиН «Гигиенические требования к осуществлению торговли на рынках продовольственным сырьем и пищевыми продуктами», СанПиН «Производство молока и молочных продуктов» и др.).
Закон Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности» (Закон) подписан Президентом Республики Беларусь 2 июля 2010 г., принят Палатой представителей 4 июня 2010 года, одобрен Советом Республики 15 июня 2010 г., вступил в силу с 2011 г. Это главный правовой акт, регламентирующий ветеринарную деятельность в Республике Беларусь. Закон определяет правовые и организационные основы ветеринарной деятельности и направлен на обеспечение ветеринарного благополучия. Он состоит из 9 глав и 46 статей.
Глава 1 «Основные положения» (статьи 1-5) включает основные термины, используемые в Законе, и их определения, принципы ветеринарной деятельности, субъекты и объекты отношений в области ветеринарной деятельности.
В главе 2 «Государственное регулирование и управление в области ветеринарной деятельности» (статьи 6-10) указываются полномочия субъектов в области ветеринарной деятельности. В статье 9 чётко определён компетентный орган Республики Беларусь в области обеспечения ветеринарного благополучия – Министерство сельского хозяйства и продовольствия.
Глава 3 (статьи 11-15) регламентирует организационную структуру и задачи ветеринарной службы, права и обязанности ветеринарных специалистов. Ветеринарная служба состоит из государственной ветеринарной службы и ветеринарной службы юридических лиц. Задачами государственной ветеринарной службы (статья 13) являются:
– предупреждение возникновения и ликвидация очагов заразных болезней животных и болезней, общих для человека и животных;
– организация ветеринарных мероприятий;
– осуществление технического нормирования и стандартизации в области ветеринарной деятельности.
Законодательством могут быть определены иные задачи государственной ветеринарной службы в области обеспечения ветеринарного благополучия. Подробно этот материал изложен в разделе «Организационная структура ветеринарной службы Республики Беларусь».
Глава 4 (статьи 16-25) «Обеспечение ветеринарного благополучия» посвящена вопросам ветеринарного надзора. Статьёй 18 определяется орган, осуществляющий государственный ветеринарный надзор – Департамент «Белсельхознадзор» (В 2011 году реорганизованный в Департамент по ветеринарному и продовольственному надзору).
Статьёй 20 законодательно вводится система наблюдений, анализа и прогноза эпизоотической ситуации – ветеринарный мониторинг.
В статье 24 закрепляется право специалистов государственной ветеринарной службы проводить оценку эффективности деятельности ветеринарных служб, стран – торговых партнеров.
Важным моментом, отражённом в статье 25, является юридическое закрепление правил предоставления ветеринарных услуг. Профилактику, диагностику болезней животных и их лечение могут оказывать только юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующую лицензию.
Глава 5 (статьи 26-27) регламентирует права и обязанности лиц в области ветеринарной деятельности (см. лекцию).
Большое значение имеет глава 6 «Ветеринарные средства, корма и кормовые добавки» (статьи 28-37), где подробно изложены подходы по производству и обращению с ветеринарными препаратами, обеспечению ветеринарно-санитарного качества кормов и кормовых добавок.
В статье 28 (Государственная регистрация ветеринарных препаратов) указывается, что ветеринарные препараты могут производиться, реализовываться и применяться на территории Республики Беларусь после их государственной регистрации, если иное не определено настоящим Законом.
Статья 35 касается резервного фонда ветеринарных препаратов.
Статья 36 – производства, хранения, транспортировки, реализации и применения ветеринарных средств, за исключением ветеринарных препаратов.
Статья 37 – обеспечения ветеринарно-санитарного качества кормов и кормовых добавок.
В главе 7 «Ветеринарные документы» указывается, что транспортировка и реализация животных, продуктов животного происхождения, кормов и кормовых добавок без соответствующих ветеринарных документов запрещаются, за исключением животных-компаньонов, а также продуктов животного происхождения, предназначенных для личного потребления, перемещаемых в пределах территории Республики Беларусь (статья 38). Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие экспорт продуктов животного происхождения, обязаны иметь экспортный ветеринарный номер (статья 39).
Глава 8 повещена вопросам финансирования, лицензирования ветеринарной деятельности, ответственности за нарушение законодательства и разрешению споров в области ветеринарной деятельности.
В Главе 9 «Заключительные положения» указаны правовые акты утратившие силу (статья 44), меры по реализации и время вступления в силу Закона Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности» (статьи 45,46).
До вступления в силу Закона Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности» к регламентирующим документам относился и Ветеринарный Устав Республики Беларусь.
Ветеринарный Устав Республики Беларусь утверждён постановлением Совета Министров Республики Беларусь 30 августа 1995 года. Содержит 10 разделов и 64 статьи.
Ветеринарный Устав расширяет, уточняет смысловое значение и детализирует Закон Республики Беларусь «О ветеринарном деле», поэтому, в настоящее время, легитимным нормативным документом он не является. Вместе с тем многие положения изложенные в Уставе являются актуальными.
В течении 5-10 минут преподаватель проводит дискуссию с контрольными вопросами к аудитории по усвоению изложенного материала.
1. Скачать: Конституция Республики Беларусь
2. Скачать: Закон о ветеринарной деятельности
3. Скачать: Положение о департаменте Белсельхознадзор
4. Скачать: Указ № 79 О некоторых вопросах осуществления ветеринарного надзора
Нормативные документы Томоженного союза:
1. Скачать: Единые формы ветеринарных сертификатов
2. Скачать: Единые ветеринарные требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю
3. Скачать: Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)
5. Скачать: Положение о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров
6. Скачать: Решение № 317 о техническом регулировании в таможенном союзе
8. Скачать: Соглашение таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам
Законодательство Европейского Союза по животноводству:
1. Скачать:Законодательство ЕС по животноводству
Нормативные документы по вопросам ветеринарного надзора постоянно изменяются и дополняются, поэтому очень важно обладать практическими навыками их поиска, как в печатных изданиях, так и в интернете.
Практическую координацию и кооперацию ветеринарной деятельности в мире осуществляет Всемирная организация здравоохранения животных (ВОЗЖ), современное название международного эпизоотического бюро (МЭБ). МЭБ организовано в 1924 году. Объединяет 169 стран-участниц. Резиденция находится в Париже.
Главные задачи ВОЗЖ (МЭБ):
– поощрять и координировать любые предоставляющие интерес исследования или опыты в отношении патологии или профилактики тех инфекционных болезней животных, по которым необходимо международное сотрудничество;
– собирать и доводить до сведения правительств и их ветеринарных учреждений факты и документы общего интереса, касающиеся хода эпизоотических заболеваний и средств, применяемых в целях борьбы с ними;
– изучать проекты соглашений, относящихся к ветеринарно-санитарному надзору и предоставлять в распоряжение правительств, подписавших эти соглашения, возможность контролировать их выполнение.
Материалы МЭБ являются основным источником информации об эпизоотическом состоянии в странах мира.
Работа Всемирной организации здравоохранения животных проводится путём рассмотрения на ежегодных генеральных сессиях наиболее важных ветеринарных проблем и проведения специализированных международных совещаний, конференций, симпозиумов постоянными комитетами (комиссиями) ВОЗЖ (МЭБ) по ящуру, стандартизации биологических препаратов и др.
Страны-члены ВОЗЖ (МЭБ) регулярно направляют в ВОЗЖ (МЭБ) сведения по имеющимся в странах особо опасным заразным болезням, а в конце года сообщают о всех других заразных болезнях. При появлении особо опасных болезней в благополучных по этим болезням странах сообщения отправляются незамедлительно. Сведения, собранные ВОЗЖ (МЭБ), сообщаются странам-членам ВОЗЖ (МЭБ) путём направления информации по мере её поступления, ежемесячных циркуляров, периодических бюллетеней и ежегодных статистических сводок.
В рамках мандата ВТО основная цель ВОЗЖ (МЭБ) – охрана мировой торговли путем разработки и публикования санитарных норм международной торговли животными и продуктами животного происхождения.
В связи с этим ВОЗЖ (МЭБ) постоянно сотрудничает с Комиссией Кодекс Алиментариус – совместным органом Всемирной организации здравоохранения – WHO (World Health Organization) и Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН FAO (Food and Agricultural Organization of the United Nations).
Кроме того ВОЗЖ (МЭБ) поддерживает тесные связи с Международной Конвенцией по защите растений – IPPC (International Plant Protection Convention), Всемирным Банком (World Bank), Международным центром с.х. биологических наук – CABI (CAB International) а также другими с международными организациями, обеспечивающими безопасность мировой торговли животноводческой продукцией и продуктами питания не животного происхождения.
Если рассматривать ветеринарное законодательство в широком мировом масштабе, его условно можно разделить на 3 уровня:
1. «Глобальное» (мировое) ветеринарное законодательство.
2. Союзные ветеринарные законодательства.
3. Ветеринарные законодательства отдельных государств.
Глобальным ветеринарным законодательством регулируются международные отношения, связанные с животными и продуктами питания в мировом масштабе.
Требования глобального ветеринарного законодательства изложены, главным образом в публикациях МЭБ (Санитарном кодексе здоровья наземных животных и Санитарном кодексе здоровья водных животных) и нормативных документах Комиссии Кодекса «Алиментариус» (ВТО/ФАО).
Положения этих изданий отражают тенденции мирового рынка в этике торговли, гигиены производства, качества и безопасности продукции. Большое внимание в них уделяется вопросам достоверности, доступности и открытости информации об изменении эпизоотической ситуации стран-партнёров и принимаемых мерах по обеспечению ветеринарного благополучия, доступности ветеринарных услуг и недопущения жестокого обращения с животными.
Кодекс здоровья наземных животных МЭБ состоит из двух томов. В первом томе изложены общие положения, включающие следующие разделы: диагностика, надзор и нотификация болезней животных; анализ риска; качество ветеринарных служб; общие рекомендации: предупреждение и борьба с болезнями; торговые меры; процедуры при импорте и экспорте; торговые меры; процедуры при импорте и экспорте; ветеринарная сертификация; ветеринарные аспекты здравоохранения населения; благосостояние животных. Второй том содержит список болезней животных, наиболее опасных для международной торговли (Список МЭБ) с рекомендациями по борьбе с этими болезнями.
Кодекс здоровья водных животных (рыб, моллюсков и ракообразных), разработан с учетом специфики водных животных и действует
аналогично, как и Кодекс здоровья наземных животных.
Следует отметить, что Кодексы МЭБ не являются учебниками по санитарии или по болезням. Они служат руководством при разработке
международных зоосанитарных требований, при выборе диагностических тестов и вакцин, при оценке риска страны-импортера и установления
рентабильных мер уменьшения риска в торговле, для подбора основных аргументов с целью достижения эквивалетности при проведении торговых
переговоров и для научного опровержения необоснованных санитарных мер, наложенных страной-импортером.
Ежегодные издания Кодексов МЭБ публикуются на трех официальных языках (английском, испанском и французском). Издаётся и неофициальный перевод на русском языке. С содержанием Наземного кодекса можно ознакомиться на веб-сайте МЭБ по адресу: http://www.oie.int.
Таким образом, в Кодексах МЭБ отражены все вопросы, относящиеся к заразным заболеваниям, имеющим важное значение при
международных торговых обменах, в том числе и касающиеся болезней, общих для человека и животных. В тоже время, Кодексы МЭБ не
содержат конкретные показатели безопасности пищевых продуктов, такие, например, как допустимые пределы содержания токсических
веществ, антибиотиков и т.д., эти вопросы входят в компетенцию Комиссии Кодекс Алиментариус.
Кодекс Алиментариус, (Codex Alimentarius) – пакет нормативно-рекомендательных актов разработанных Комиссией Кодекс Алиментариус.
Комиссия Кодекс Алиментариус – совместный орган FAO и ВОЗ созданный в 1963 году для разработки стандартов пищевых продуктов с
целью защиты здоровья потребителей, обеспечения безопасности пищевых продуктов, координации всей работы над пищевыми стандартами. В
Кодекс Алиментариус состоит из 13 томов. Каждый том содержит документы, относящиеся к определенной теме:
– Стандарты Комиссии Codex Alimentarius (CODEX STAN);
– Рекомендуемые кодексы установившейся практики Комиссии Codex Alimentarius (CAC/RCP);
– Пределы остаточного содержания вредных веществ (CAC/MRL);
– Рекомендательные документы Комиссии Codex Alimentarius (CAC/MISC);
– Руководства Комиссии Codex Alimentarius (CAC/СL).
Документы, принятые Комиссией Codex Alimentarius, определяются как международный эталон для оценки безопасности сельско-
хозяйственной и пищевой продукции.
Практическое внедрение в жизнь мер рекомендуемых Кодексами МЭБ и Кодексом Алиментариус достигается путём принятия
международных соглашений и договоров, таких как «Соглашение о применении санитарных и фитосанитарных мер ВТО».
Согласно Соглашению СФС, члены ВТО обязаны научно обосновывать санитарные требования, которые они устанавливают для импорта. Рекомендуется, чтобы национальные нормы строились на рекомендациях МЭБ. Если таковые рекомендации не существуют, или правительство желает установить более строгие требования, импортирующая страна обязана доказать, что ее требования обоснованы научной оценкой рисков при импорте, как она описаны в Кодексах МЭБ.
Государства – члены ВТО могут устанавливать свой собственный уровень санитарной и фитосанитарной защиты, при условии, что такие меры не будут противоречить положениям Соглашения СФС.
Разработка рамочного ветеринарного законодательства и контроль его выполнения в рамках Союза входит в компетенцию
специального органа Европейской Комиссии – Генеральной Дирекции по вопросам Здравоохранения и Защиты Потребителей (DG SANCO,
Директорат САНКО).
Контроль выполнения ветеринарных требований в отдельных странах осуществляют национальные ветеринарные службы.
Следует отметить, что ввиду различных причин в Директорат САНКО от стран-членов ЕС в год поступает более 1000 предложений
по корректировке существующих нормативных документов и около половины из них принимается. Поэтому ветеринарное законодательство
ЕС постоянно дополняется и изменяется.
Новое законодательство ЕС о пище вступило в силу
1 января 2006 года, оно включает:
– «Закон о пищевых продуктах» (Регламент 178/2002/EC).
– «Пакет гигиены»:
Регламент852/2004/EC гигиена пищевых продуктов
Регламент853/2004/EC особые правила гигиены для продуктов животного происхождения
Регламент854/2004/EC особые правила организации официального контроля продуктов животного происхождения
Регламент882/2004/EC особые правила проверки соблюдения законодательства о пищевых продуктах и кормах для животных,
охране здоровья и благополучии животных.
– Микробиологические критерии гигиена производственных процессов верификация системы HACCP
Регламент2073/2005/EC
Регламент1441/2007/EC
– Химические контаминанты (загрязнители)
Регламент 1881/2006/EC максимально допустимые уровни
Регламент333/2007/EC устанавливающий методы отбора
проб и анализа для официального контроля уровней свинца, кадмия, ртути, неорганического олова, 3-MCPD и бензопирена
в пищевых продуктах
Директива 96/23/EC о контроле некоторых веществ и их остаточных веществ в некоторых продуктах животного происхождения
Программа Европейского союза по мониторингу остатков пестицидов
– Питьевая вода: Директива98/83/EC
– Материалы, контактирующие с пищей:
Регламент 2023/2006/EC.
Наиболее характерными особенностям ветеринарного законодательства ЕС являются:
– соответствие его требованиям международных документов по вопросам безопасности пищевых продуктов и ветеринарии;
– выделение единого компетентного органа отвечающего за безопасность пищевых продуктов;
– директивный характер, предусматривающий ветеринарный контроль требований безопасности по всей цепочке от
производства до реализации животноводческой продукции идентификацию, сертификацию и прослеживаемость, при чём
эти требования постоянно изменяются и дополняются;
– обязательное использование систем обеспечения безопасности пищевой продукции на основе
анализа рисков в критических контрольных точках (НАССР).
– гуманное обращение с животными.
Скачать: Законодательство ЕС по животноводству
скачать – Пищевое законодательство ЕС
скачать – Семинар – тренинг “Международные требования в области пищевой безопасности”
Copyright Vetnadzor © 2014
скачать -Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь
скачать -Уголовный кодекс Республики Беларусь
Ответственность за нарушения ветеринарного законодательства, согласно статье 42 Закона Республики Беларусь “О ветеринарной деятельности” – нарушение законодательства в области ветеринарной деятельности влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.
В Республике Беларусь предусмотрены следующие виды ответственности – дисциплинарная, административная, материальная, уголовная.
Дисциплинарная ответственность регламентируется ст. 198-203 трудового Кодекса Республики Беларусь. За совершение какого-либо проступка администрация предприятия (работодатель) к виновному лицу может применить меры дисциплинарного взыскания: замечание (предупреждение), выговор, увольнение. Мера взыскания принимается с учетом тяжести проступка, обстоятельств его совершения, предшествующего отношения виновного к исполнению своих обязанностей и т.п.
Административная ответственность предусматривает наложение на виновных лиц в нарушении ветеринарного законодательства штрафов. При этом следует руководствоваться рядом статей Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях».
Статья 15.38. Нарушение ветеринарных правил.
1. Нарушение ветеринарных, ветеринарно-санитарных или зоотехнических правил – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.
2. Нарушение правил карантина или иных карантинных ограничений, направленных на борьбу с заразными болезнями животных, либо несвоевременное или неполное проведение мероприятий по ликвидации очагов за¬разных болезней животных – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.
Статья 15.39. Нарушение правил воспроизводства животных.
1. Использование должностным лицом племенного хозяйства для осеменения производителей и их продукции без племенных свидетельств или недоброкачественной племенной продукции – влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.
2. Использование должностным лицом сельскохозяйственной организации по искусственному осеменению для осеменения производителей и их продукции без генетического паспорта – влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.
3. Нарушение правил вывоза племенных животных и их продукции на племя за пределы Республики Беларусь – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.
Статья 15.40. Нарушение правил учета племенных животных.
Внесение должностным или иным уполномоченным лицом в племенное свидетельство заведомо ложных сведе¬ний о племенном животном, а также нарушение правил Учета и нумерации племенных животных или определе¬ния их ценности и продуктивности – влекут наложение штрафа в размере от четырех до семи базовых величин с лишением права заниматься оп¬ределенной деятельностью или без лишения.
Статья 15.41. Нарушение правил производства, реализации или использования кормов, кормовых добавок и ветеринарных препаратов.
1. Производство или реализация недоброкачественных кормов, кормовых добавок, ветеринарных препаратов – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с лишением права заниматься определенной деятельностью или без лишения.
2. Нарушение установленных правил использования кормов, кормовых добавок и ветеринарных препаратов повлекшее возникновение или распространение заразных и массовых незаразных болезней животных – влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с лишением права зани¬маться определенной деятельностью или без лишения.
Статья 15.42. Нарушение требований по перевозке, хранению и использованию ветеринарных средств.
Нарушение требований по перевозке, хранению и использованию медикаментов, биологических препаратов, иных ветеринарных средств – влечет наложение штрафа в размере до пяти базовых величин.
Статья 15.43. Несоблюдение зоогигиенических и ветеринарно-санитарных требований при размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию или эксплуатации объектов.
Несоблюдение зоогигиенических и ветеринарно-санитарных требований при размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию или эксплуатации объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животного происхождения, а равно нарушение норм и правил содержания использования животных на таких объектах – наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин.
Статья 15.44. Выпас домашних животных в неустановленных местах.
Выпас домашних животных в неустановленных местах – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до четырех базовых величин.
Статья 15.45. Жестокое обращение с животными.
Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а равно истязание животных – влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест.
Статья 15.46. Уклонение от проведения мероприятий по предупреждению болезней животных.
1. Уклонение от проведения обязательных мероприятий (исследований, иммунизации, обработок) по предуп¬реждению болезней животных либо нарушение сроков их проведения – влекут наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин.
2. Неоказание ветеринаром помощи больному животному в случае, если такая помощь является обязатель¬ной в соответствии с ветеринарным законодательством Республики Беларусь – влечет наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин с лишением права заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Статья 15.47. Нарушение правил содержания домашних и (или) хищных животных.
1. Нарушение правил содержания собак, кошек и хищных животных – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
2. То же нарушение, повлекшее причинение вреда здоровью людей или имуществу – влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест.
Правом наложения штрафов за нарушения ветеринарного законодательства обладают государственные ветеринарные инспектора.
Главный государственный ветеринарный инспектор Республики Беларусь и его заместители имеют право наложения штрафов на должностных лиц в размере до 20 базовых величин оплаты труда и на граждан до 10 базовых величин оплаты труда; главные государственные ветеринарные инспекторы областей и их заместители, главный государственный инспектор г. Минска, главный государственный инспектор на границе и транспорте, главные ветеринарные инспекторы районов и городов, госветинспекторы республики – соответственно 16 и 8 базовых величин оплаты труда; госветинспекторы областей, городов, районов, на границе и транспорте – соответственно 10 и 5 базовых величин оплаты труда.
Штрафы могут налагаться госветинспекторами лишь при исполнении ими должностных обязанностей и только за нарушения тех правил или решений, надзор за соблюдением которых на них возложен.
Размер налагаемого штрафа устанавливается в зависимости от тяжести совершенного проступка и меры ответственности нарушителя.
В случае нарушения ветеринарного законодательства составляется протокол в присутствии свидетелей с указанием личности нарушителя, характера, места и времени нарушения.
В протоколе должно быть точно сформулировано правило или решение, в нарушении которого обвиняется должностное лицо или гражданин. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается лицом виновным в нарушении, а также свидетелем.
В случаях, требующих детального изложения существа нарушения, составляется акт обследования хозяйства (фермы, другого объекта и т.д.), предприятия. Акт является приложением к протоколу.
В случаях отказа или уклонения от подписи лиц, виновных в допущенных нарушениях, государственный ветеринарный инспектор, составивший протокол, делает об этом отметку в протоколе с указанием фамилии свидетеля. Решение о применении мер воздействия принимается без учета объяснений нарушителя с соответствующей отметкой в протоколе.
Форма и пример оформления протокола:
Государственный ветеринарный надзор
Протокол ВН № 0082278
о нарушении ветеринарного законодательства
Республики Беларусь
” 16 ” июня__2011 г.
Мною государственным ветеринарным инспектором Ивановым Ильей Петровичем
в присутствии свидетеля Шклото В.Ф. при проверке (или осмотре) бойни заготовительной конторы Полоцкого района
установлено в приемном зале бойни расставлены контейнеры с отходами от убоя животных недельной давности,
которые имеют гнилостный запах, в них содержится масса личинок мухи, на полу подтеки жидкости темного цвета неприятного запаха
Что является нарушением Закона Республики Беларусь “О ветеринарной деятельности” и статьи 102 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
Ответственной за нарушение является гражданин (гражданка) Силкова А.З. начальник убойного цеха, проживающая по адресу: г. Новополоцк, ул. 7-линия – 5, д.24.
Подпись лица составившего протокол
Подпись свидетеля
Объяснение и подпись лица, ответственного за нарушение за отходами не приезжала автомашина с Ушачского утильзавода в течение 5 дней.
Протокол получил 16.06.2011 г._______ Подпись
Протокол является для государственного ветеринарного инспектора основанием для вынесения постановления о наложении штрафа.
Постановление составляют в двух экземплярах, один из которых хранится в делах учреждения государственного ветеринарного надзора. Нарушитель обязан расписаться в получении второго экземпляра постановления о наложении штрафа.
Постановление о наложении штрафа надлежит исполнению с момента его вынесения, но не позднее пятнадцатидневного срока.
Постановление о наложении штрафа обязательно для исполнения государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Об уплате штрафа нарушитель обязан сообщить государственному ветеринарному инспектору, вынесшему постановление о наложении штрафа, с указанием номера и даты квитанции.
Штраф, не уплаченный в течение 15-дневного срока со дня вручения постановления о наложении штрафа, взыскивается из заработка оштрафованного. С этой целью копия постановления о наложении штрафа направляется по месту работы нарушителя. Если за этот период изменится размер базовой величины, то сумма штрафа остается прежней.
Если лицо, подвергнутое штрафу, не работает в хозяйстве, предприятии или организации, взыскание штрафа в случае неуплаты им в указанный срок, производится в судебном порядке.
Штраф в административном порядке не может быть наложен позднее одного месяца со дня совершения нарушения.
Граждане или должностные лица, подвергнутые штрафу в административном порядке вправе обжаловать постановление о наложении штрафа в течение 10-ти дней со дня вынесения постановления.
Отменить постановление о наложении штрафа может главный государственный ветеринарный инспектор или суд, решение которого является окончательным.
Форма и пример оформления постановления о наложении штрафа:
Государственный ветеринарный надзор
Постановление ВН № 0003456
” 16 ” июня 2011 г.
В соответствии со статьями 1023 – 1028 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и на основании протокола от 16 июня 2011 г. № 0082278 гражданина (гражданку) Силкову Антонину Зиновьевну
Место работы: Полоцкая районная заготовительная контора
Должность: заведующая бойней
Документы, удостоверяющие личность
За нарушение статьи 102 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
подвергнуть штрафу в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей
Штраф должен быть внесен в Полоцкое отделение Беларусбанка
Об уплате штрафа сообщить по адресу: г. Витебск, ул. Гоголя 10, управление ветеринарии
В случае неуплаты штрафа в течение 15-дневного срока деньги будут взысканы в бесспорном порядке из зароботка гр. Силковой А.З.
Настоящее постановление может быть обжаловано в вышестоящий ветеринарный орган или в районный (городской) суд по месту жительства оштрафованного в 10-ти дневный срок со дня вручения.
Должность и подпись лица, составившего постановление Государственный инспектор управления ветеринарии комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Витебского облисполкома_____ Иванов А.Г.______________________________________________________
Постановление получил Силкова А.З.__________________________________
” 16 ” июня 20011 г.
Государственный ветеринарный инспектор вместо наложения штрафа в административном порядке может сделать нарушителю предупреждение либо направить материалы в соответствующие органы для привлечения виновных к дисциплинарной или материальной ответственности.
В соответствии со статьей 217 Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях», государственные ветеринарные инспектора могут взимать штраф на месте:
– на рынках и в других аналогичных местах – за нарушение ветеринарно-санитарных правил при торговле животными, продуктами животного происхождения и другими пищевыми продуктами;
– на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, на шоссейных и грунтовых дорогах и трассах перегона скота – за нарушение ветеринарно-санитарных норм и правил перевозки животных, продуктов животного происхождения, кормов и других подконтрольных ветеринарной службе грузов, а также правил перегона животных;
– на государственной границе – за невыполнение ветеринарно-санитарных норм и правил по охране территории РБ от заноса заразных болезней животных (в том числе птиц, рыб, пчел) с территорий других государств
При взимании штрафа на месте государственный ветеринарный инспектор выдает оштрафованному квитанцию установленной формы на всю сумму взыскиваемого штрафа.
Форма и пример оформления квитанции:
Государственный ветеринарный надзор
КВИТАНЦИЯ ВН № 002833
” 25 ” июля 2011 г.
Мною государственным ветеринарным инспектором Ивановым Н.К.__
на гражданина (гражданку) Сидорову П.Н.______________________________
адрес д.Бабиничи, Витебского района, ул.Зеленая-10_____________________
место работы домохозяйка_________________________________________
наложен штраф за продажу молока вне пределов рынка и не прошедшего ветеринарно-санитарную экспертизу_________________________________
в сумме ______15000 рублей_________________________________________
Штраф в сумме пятнадцать тысяч рублей_____________________________
(прописью)
получил государственный ветеринарный инспектор Иванов Н.К._________
(должность, фамилия)
Подпись _____________________
Квитанцию получил ________________________________________________
(подпись)
Материальная ответственность предусматривает возмещение виновным материального ущерба хозяйству, предприятию, нанесенного своими действиями.
Основанием к привлечению к материальной ответственности является: нанесенный материальный ущерб и причинение его при исполнении служебных обязанностей.
При определении размера ущерба учитывается только прямой материальный ущерб. Под прямым ущербом понимаются утрата, ухудшение или понижение ценности имущества, влекущие необходимость материальных (денежных) затрат на его восстановление.
Возмещение ущерба, не превышающего сумму месячного заработка, производится по распоряжению администрации путем удержания из зарплаты виновного. Если работник не согласен с этим, то ущерб возмещается в судебном порядке.
Уголовная ответственность регламентируется ст. 284 Уголовного Кодекса Республики Беларусь, («Нарушение ветеринарных правил»), в соответствии с которой «…нарушение ветеринарных правил или зоотехнических правил, повлекшее по неосторожности распространение заразных болезней животных либо причинение ущерба в крупном размере, – наказывается штрафом или исправительными работами на срок до 6-ти месяцев, или ограничением свободы на срок до 2-х лет, или арестом на срок до 2-х лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права заниматься определенной деятельностью или без лишения…».
Ст. 279. Нарушение правил при обращении с микробиологическими, другими биологическими агентами или токсинами:
1. Повлекшее по неосторожности заболевание людей, – наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до 2-х лет, или ограничением свободы до 3-х лет, или лишением свободы на тот же срок.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, либо возникновение эпидемий или эпизоотий, или иные тяжкие последствия – наказывается лишением свободы на срок 1-7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или без лишения.
Перечисленные виды ответственности за невыполнение требований Ветеринарного законодательства применяются ко всем нарушителям, кем бы они ни были – должностные лица, граждане, ветеринарные и другие специалисты, пенсионеры, студенты и т.п.